После появления первой консоли для видеоигр - Magnavox Odyssey в 1972 году – масса компаний попробовали свои силы на привлекательном и прибыльном рынке игровых платформ. Каждый новый продукт появлялся в сопровождении обещаний об исключительности и инновационном игровом опыте, но многие ничего кроме разочарования не принесли. На блокбастеры вроде NES, Atari 2600 или Sony PlayStation приходилось множество жалких поделок, которым до популярности первых было ужасно далеко. Причин достаточно: чересчур завышенная стоимость, низкая производительность, невзрачный ассортимент игр, а некоторые изделия совмещали все пункты одновременно. 10 худших игровых систем по версии издания PCWorld.
Apple Pippin (1996)
Apple Computer разработала Pippin как "мультимедиа-станцию" и лицензировала ее для производства сторонними компаниями (Bandai и Katz Media). К сожалению, платформа не снискала присущей многим "яблочным" продуктам популярности: являясь игровой консолью, компьютером для серфинга по сети и мультимедиа-плеером, весь этот "коктейль" функционировал как дешевый аляповатый механизм. Аппаратная основа включала процессор PowerPC 66 МГц, привод CD-ROM с четырьмя скоростями, модем 14,4 Кбит/с. Программной являлась модифицированная Mac OS. Стоила консоль очень дорого по тем временам - $600. Электронный ресурс Macworld.com присвоил устройству звание одного из шести худших продуктов Apple за все времена.
Tiger Game.com (1997)
Под конец 1990-х компания Tiger устоялась как производитель портативных электронных игровых систем. Каждый магазин игрушек уже имел в своем ассортименте дешевую консоль Tiger с ЖК-экраном, и предполагалось, что компания должна выпустить достойного конкурента Game Boy от Nintendo, имевшей огромный спрос. Миссию доверили Game.com – первому устройству с сенсорным экраном и соединением с интернетом. Реализация последней возможности была отвратительной: для выхода в сеть необходим был картридж симуляции терминальной программы, поддерживавшей только текстовый режим, и кабель для последовательного соединения с внешним телефонным модемом – словом, технологии 1980-х годов. Не слишком мобильно. Среди других "достоинств": не внушающая восхищение библиотека игр, низкое разрешение экрана со смазанным изображением, "дергающаяся" анимация. Зато присутствовал пасьянс.
Nokia N-Gage (2003)
С наступлением 21-го столетия на рынок мультифункциональных устройств вышли новые модели, в ряды которых вклинился продукт финской компании. N-Gage комбинировал в едином корпусе мобильный телефон и возможности игровой консоли, но таланта инженерам Nokia, видимо, не хватило – обе роли устройство исполняло далеко неидеально. Позже аппаратная часть была модифицирована для исправления допущенных в оригинальной модели ошибок. Недостатки включали: необходимость снятия задней крышки и батареи для смены игр; бедную игровую библиотеку; расположенный сбоку корпуса микрофон, что было очень неудобно при разговоре; неэргономичный дизайн кнопок. С другой стороны, присутствовала возможность выхода в интернет и мультиплеерный режим игры.
Mattel Hyperscan (2006)
Hyperscan представлял мечту маркетологов – продукт совмещал возможности игровой приставки и коллекционирования игровых карточек. Для каждой игры на CD Mattel выпускала набор бумажных карт, каждая из которых была оснащена RFID-чипом. В процессе игры пользователь мог "просканировать" карту для добавления новых характеристик и возможностей в игру. Теоретически, компания могла выпускать дополнения в таком виде очень долго, продлевая играм жизнь. Но не сложилось. Хлипкая конструкция, ужасные игры, ненадежный считыватель RFID, очень долгая загрузка игр – все это привело к тому, что стоимость консоли, составлявшая первоначально $69,99, снизилась под конец короткой жизни продукта до $9,99, а игр – с $19,99 до $1,99.
Gakken TV Boy (1983)
В далеком 1983 году Япония переживала расцвет рынка домашних игровых систем, и среди них была чудаковатая Gakken TV Boy. Ее недолгую славу затмила Nintendo NES, появившаяся в том же году и завоевавшая ошеломительный успех, буквально сметя всех конкурентов. А Gakken TV Boy запомнилась как неуклюжая приставка с Т-образным джойстиком, к тому же встроенным в основную конструкцию. Похожая на телефонную ручка слева не имела технической функциональности и служила для удерживания консоли во время игры. Превосходный образец дизайнерского безвкусия и нелепости.
RDI Halcyon (1985)
Приставка имела ограниченные объемы производства и стоила $2500 (что по нынешним временам соответствует приблизительно $4950). Halcyon от RDI Video Systems была спроектирована без четкого плана позиционирования на рынке и в целом предназначалась для запуска видеоигр с CD-дисков, но также имела примитивную систему распознавания и синтеза речи. Компания сравнивала ее с машиной HAL из фильма "2001: космическая одиссея", но сходство было весьма сомнительным. Аппаратная часть включала процессор Z80 и 64 Кб памяти, разделенной между ROM и RAM. За все время продаж приставки вышло всего две игры.
Philips CD-i (1991)
Идея была интересной: игровая машина на базе CD-ROM, которая могла заменить аудио- и видеомагнитофон и поддерживала функцию караоке. Специально для устройства Philips разработала новые стандарты хранения контента на лазерных дисках и лицензировала платформу для сторонних производителей. Как результат, в начале 1990-х годов многие компании выпустили собственные CD-i-плееры. Технические спецификации включали 16-битный чип с 15,5 МГц, 16-битное стерео, операционную систему CD-RTOS, 1 Мб оперативной памяти, односкоростной привод дисков. Программная библиотека для платформы была очень скудна, как и качество видео. Контроллер также оставлял желать лучшего. Стоимость составляла около $1000.
Tandy/Memorex VIS (1992)
В волну разогретого платформой CD-i энтузиазма относительно мультимедиа-систем решила влиться компания Tandy, выпустив консоль Video Information System (VIS) под маркой Memorex – неудачное подобие уже существовавших и так не самых впечатляющих CD-i-устройств. Специально для продукта была разработана особая версия ОС Microsoft Windows 3.1 – Modular Windows, более нигде не использовавшаяся. Устройство базировалось на процессоре Intel 286 (12 МГц), видеосистеме Cirrus Logic, аудиосистеме Yamaha, имело 1 Мб постоянной памяти и 1 Мб – оперативной. Также присутствовал разъем PS/2. Программное обеспечение и игры для VIS практически не выпускались.
Tiger Telematics Gizmondo (2005)
Если когда-либо на рынке игровых консолей происходила катастрофа, то Gizmondo – ее прямое воплощение. Несмотря на "начинку" в виде Samsung ARM9 400 Мб, 2,8-дюймовый экран, 128-битный графический акселератор NVIDIA GeForce 3D 4500, 64 Мб памяти, поддержку Bluetooth, GSM, GPRS и даже GPS, компания Tiger Telematics запятнала свою репутацию криминальными скандалами, а игр для платформы появилось всего 8. Вместе с неудачной маркетинговой стратегией это привело к тому, что объем продаж составил всего 25 тыс. устройств.
RCA Studio II (1977)
Это вторая в истории консоль со сменными картриджами. К сожалению для RCA, первая и третья приставки этого ряда - Fairchild Channel F и Atari VCS – функционировали гораздо лучше. Оба устройства поддерживали цветную графику и дистанционные проводные контроллеры, обладая тем самым явными преимуществами перед Studio II. Да и название странное – компания никогда не выпускала Studio I. В итоге: нет контроллера, две встроенных цифровых панели, черно-белая графика, аудио из встроенных динамиков, питание через специальный кабель, посредственные игры. Комментарии излишни.